Сайт МБОУ Никольской средней школы
Суббота, 20.04.2024, 01:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

О системе оценивания образовательных достижений

Принято                                                        Утверждено

Педагогическим советом                     Директор школы Другова Т.В.

  1. г. 31.08.2015.

 

 

 

Положение

О системе оценивания образовательных достижений

учащихся по ФГОС ООО в МБОУ Никольской СОШ

 

 

1. Общие положения

1.1. Положение о системе оценивания образовательных достижений учащихся 5-9 классов по ФГОС ООО (далее – Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных достижений учащихся основного общего образования, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в МБОУ Никольской СОШ ( далее – школы) разработано на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), Устава школы .

1.3. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ Никольской СОШ , утверждается педагогическим советом МБОУ Никольской СОШ , имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений.

1.4. Целями системы оценки образовательных достижений учащихся являются:

  • создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения учащихся;
  • получение объективной информации о состоянии образовательных достижений учащихся, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
  • принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы

1.5. Задачами системы оценивания образовательных достижений учащихся школы являются:

  • формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к его измерению;
  • повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений учащихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
  • проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений учащихся для успешной реализации ФГОС ООО и внесения необходимых корректив в образовательную деятельность;
  • обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений;
  • содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений учащихся.

1.6. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений учащихся являются:

  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;
  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений учащихся, их социальной и личностной значимости;
  • открытость, прозрачность процедур оценивания;
  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
  • доступность информации о состоянии образовательных достижений учащихся для различных групп потребителей;
  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

1.7. Система оценивания в школе включает аттестацию учащихся, технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы основного общего образования, призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, накопленных в Портфолио образовательных достижений (далее – Портфолио).

1.8. Успешность освоения программы характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ учащихся с 5 по 9 класс определяется по следующей шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Данная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (базовый уровень и уровни выше и ниже базового). Перевод отметки в пятибальную шкалу осуществляется по следующей схеме:

 

Качество освоения программы

Уровень успешности

Отметка по 5-балльной шкале

90-100 %

высокий

«5»

65-90%

повышенный

«4»

50-64%

базовый

«3»

10-49%

пониженный

«2»

меньше 10 %

низкий

«2»

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по

1.9. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся 5-9 классов в конце учебных семестров и учебного года. Основанием для перевода учащихся 5-9 классов в следующий класс являются результаты промежуточной аттестации за год (итоговый контроль). Промежуточная аттестация с 5 по 9 класс проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.

1.10. Итоговая аттестация в 9 классе осуществляется соответственно в форме государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 с последующими изменениями). ГИА осуществляется внешними (по отношению к школе) органами и, таким образом, является внешней оценкой.

1.11. В системе оценивания в школе определены следующие основные виды контроля:

  • стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью;
  • текущий контроль (текущая аттестация): оценка качества достижения планируемых результатов (поурочно) конкретного учебного предмета в процессе изучения учащимися по результатам проверки (проверок). Предназначен для определения текущего уровня сформированности УУД и осуществляется на протяжении всего учебного года;
  • рубежный (тематический, четвертной, полугодовой) контроль осуществяется по итогам изучения темы, раздела , курса, четверти методом сравнения фактических результатов с образцом;
  • контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио);
  • итоговый контроль) предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебного года, а также в форме ГИА.

1.12. В системе оценивания приоритетными становятся новые формы контроля – продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и Портфолио.

1.13. Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки учащихся.

1.14. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются Журнал оценивания УУД, листы достижений, классные журналы, электронные дневники, дневники наблюдений, портфолио.

1.15. Технология оценивания на уровне основного общего образования определятся в данном Положении.

 

2. Технология оценивания на уровне основного общего образования

2.1 Цели оценочной деятельности

2.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются оценка образовательных достижений учащихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).

Основная цель диагностики – определить готовность выпускников основной школы к итоговой аттестации в форме ГИА.

2.1.2. Личностные результаты учащихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:

  • сформированность основ гражданской идентичности личности;
  • готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
  • сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание

2.1.3. Метапредметные результаты учащихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

2.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности – учебных предметов.

2.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО является:

  • способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

 

2.2. Оценка результатов

2.2.1. Текущий контроль (текущая аттестация) организуется учителем-предметником . Под текущим контролем понимаются различные виды проверочных работ как письменных, так и устных, которые проводятся непосредственно в учебное время и имеют целью оценить ход и качество работы учащегося по освоению учебного материала. Текущая аттестация обязательна для всех учащихся и осуществляется по 5-бальной системе.

2.2.2. При текущем контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.

2.2.3. Педагогический работник обязан ознакомить учащихся с системой текущего контроля по своему предмету на начало учебного года.

2.2.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее, и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося.

2.2.5. Отметки за каждое оценивание выставляются в классный журнал и учитываются при выведении общей отметки по предмету за четверть и год.

2.2.6. Письменные работы обучающего характера (самостоятельные работы) после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный журнал.

2.2.7. Формы проведения текущего контроля определяются учителем (устный опрос, проверка письменных и практических заданий и др.).

2.2.8. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 5-9 классах проводится в следующих формах: контрольная работа, диктант, тестирование, комплексная работа, творческая и исследовательская работ, защита проектов, .

2.2.9. Защита исследовательской работы предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы, специальной литературы и изложение основных положений и выводов реферата/исследования. Не позднее, чем за неделю до проведения аттестации исследовательская работа представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку ученику после защиты исследования.

При оценке исследовательской работы/реферата аттестационная комиссия опирается на следующие общие критерии:

  • научное и практическое значение результатов работы (научность):

· 1 – можно использовать в научной работе школьников или образовательной деятельности;

· 0 – не заслуживает внимания;

  • актуальность работы:

· 1 – имеет практический и теоретический интерес;

· 0 – не актуальна;

  • представление работы:

· 1 – ясное понимание цели работы, использование наглядных средств (графиков, диаграмм, схем, рисунков) для решения проблемы исследования;

· 0 – непонимание цели работы, отсутствует наглядное сопровождение;

  • культура речи (изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области):

· 1 – использование известных результатов и научных фактов в работе; логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов;

· 0 – отсутствие указанных параметров.

  • ответы на вопросы:

· 1 – полный ответ автора на вопросы (вопросы должны быть связаны с обсуждаемой работой);

· 0 – отсутствие ответа или частичный ответ, не показывающий полноту знаний проблемы исследования.

2.2.10. При устной аттестации учащийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения, решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, чтение, перевод иностранного текста и пр.).

2.2.11. Тестирование по предмету проводится по готовым тестам, утверждённым педагогическим советом школы.

2.2.12. Годовая отметка по учебному предмету выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за четверть целым числом в соответствии с правилами математического округления.

2.2.13. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ГИА.

2.2.14. На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты.

2.2.15. В соответствии с требованиями ФГОС ООО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.

2.2.16. Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:

  • стартовой и годовой диагностики (два раза в год);
  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
  • защиты индивидуального проекта.

2.2.17. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения учащихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

2.2.18. В соответствии с ФГОС ООО выделены следующие уровни достижений учащихся:

  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка-«отлично» (отметка «5 ) 90%-100%
  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка-«хорошо» (отметка «4»); 65% -89%
  • базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка «удовлетворительно» (отметка «3»); 50% -64% выполнено правильно от общего объёма работы
  • пониженный уровень достижения планируемых результатов, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2» );10%-49%
  • ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка «плохо» (отметка «2» »).; 0% -9%

2.2.19. Уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области.

2.2.20. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

 

2.3. Процедуры оценивания

2.3.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Порядок организации проектной деятельности и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся регламентируются п.1.2.3.3..ООП ООО МБОУ Никольской СОШ.

2.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам

2.3.3.. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений данные фиксируются и анализируются в Портфолио учащихся основной школы.

2.3.4. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов и дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

2.3.5. Оценки (в т.ч. в форме отметок) фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в Портфолио образовательных достижений.

 

3. Ведение документации

3.1. Общие положения

3.1.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в классных или электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год.

3.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных учащимся в ходе промежуточной аттестации.

3.1.3. Письменные работы в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах школы в течение одного года.

3.1.4. Отметка ученика за четверть должна соответствовать уровню результатов на конец периода или среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов работ, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть ,как правило, выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у учащихся.

3.1.5. Четвертные и годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления.

 

3.2. Ведение документации учителем

3.2.1. Учитель по каждому предмету составляется рабочую программу, включая календарно-тематическое планирование на год, которые являются основой планирования его педагогической деятельности.

3.2.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется ежедневно в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием.

3.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

3.2.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития учащихся за учебный период:

· уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

· уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим семестром);

  • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы, календарно-тематического планирования, классного журнала).

3.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nikshool (02.06.2017)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: